В соответствии с постановлением Совета Министров СССР на окраине Курска начато строительство Государственного подшипникового завода № 20 (ГПЗ-20). Планируемая проектная мощность – 95 млн штук подшипников в год. Основными потребителями должны стать предприятия сельхозмашиностроения.
История
6 января - День рождения ГПЗ-20.
Сданы первые производственные мощности, началось строительство нового жилого посёлка, который впоследствии станет крупным микрорайоном в Кировском районе (сейчас - Железнодорожный округ) города Курска.
Завод одним из первых в стране внедряет бригадную форму организации труда. Лишь спустя 10 лет XXVII съезд КПСС утвердит «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года», где будет указана необходимость искоренения уравнительных тенденций в оплате труда, широкого внедрения бригадных форм организации и оплаты труда по итоговым результатам.
Ежегодно завод увеличивает выпуск подшипников: в девятой пятилетке (1971-1975) изготовлено 71 млн штук, в десятой (1976-1980) – 192 млн штук, в одиннадцатой (1980-1985) – более 250 млн штук. В 1985 году был выпущен 500-миллионный подшипник!
В январе трудовой коллектив взял предприятие в долгосрочную аренду. Это оказалось правильным решением, позволившим увеличить технико-экономические показатели. Смена экономического статуса была закреплена в названии: из ГПЗ-20 предприятие превратилось в АПЗ – «Арендный подшипниковый завод».
Рыночная эпоха вносит перемены в жизнь завода. В марте 1993-го на базе Арендного подшипникового завода № 20 создано открытое акционерное общество «Двадцатый подшипниковый завод (АПЗ-20)». Полностью обновлено оборудование, заново выстраиваются взаимоотношения с поставщиками и потребителями, ведётся поиск новых рынков сбыта.
Руководство завода избрало новую стратегическую линию. Часть мощностей производства подшипников для сельскохозяйственной техники переориентировано на производство подшипников для автомобильной техники. Это решение было правильным и своевременным – вынужденный простой заводов по производству тракторов и комбайнов продолжался до 1999 года.
После резкого сокращения производства по всей стране ОАО «АПЗ-20» смогло не только уцелеть, но и предотвратить обвальный спад объёмов производства, сохранив квалифицированные кадры. Но уровень рентабельности предприятия всё же был существенно ниже потенциального. Хотя объём производства снизился незначительно, объёмы реализации по сравнению с 1991 годом упали почти в 3 раза.
Собственниками завода становятся Группа «Юниделл» и ТД «Автопром». На руководящие позиции приглашаются ведущие специалисты отрасли, имеющие опыт антикризисного управления на других подшипниковых заводах. Запускается программа оздоровления, нацеленная на повышение уровня рентабельности предприятия. В рамках программы заново выстроена работа служб продаж и материально-технического снабжения, начались работы по созданию корпоративной информационной системы.
В феврале на базе ОАО «АПЗ-20» решением общего собрания акционеров создано Закрытое Акционерное Общество «Курская подшипниковая компания». Произведена модернизация оборудования. Основные экономические показатели завода растут.
Ёмкость российского рынка подшипников упала до 1,3 млрд $. К этому времени чётко определяются три категории брендов: дорогостоящие импортные производители (основной потребитель – нефтехимическая и металлургическая промышленность), бренды российских производителей (автомобильные заводы, заводы по производству сельскохозяйственной техники и т.д.) и подшипники, произведённые в Китае (низкая цена/низкое качество). По данным независимого исследования агентства ТОП-ЭКСПЕРТ, во второй категории брендов Курская подшипниковая компания занимает устойчивое третье место.
Новые течения на рынке подшипников требуют корректировки и расширения ассортимента продукции. Произведена работа по структуризации компании. Завод был переименован в «АПЗ-20» и вошёл в Группу компаний «Курская подшипниковая компания».
Запуск в работу собственного трансформатора Т-2 на понижающей подстанции и подключение к линии 110 кВт (Лесная–Кировская). Благодаря вводу в эксплуатацию собственного трансформатора, получена мощность в 16 МВт. Завод успешно прошёл внешний аудит поставщика ПАО "Челябинский трубопрокатный завод" и ООО "УК "Металлоинвест". Приобретена новая горячекатная раскатная машина. Строительство нового склада готовой продукции с системой «Кортес» и адресным хранением.
Капитальный ремонт, реконструкция и модернизация котельной «ТГК», мощность установки – 350 гигакалорий в час. В августе 2019-го введена в эксплуатацию новая автоматическая линия токарной обработки колец подшипников. Завод аккредитован интернациональной машиностроительной компанией SKF, первая партия курской продукции отправлена в Италию.
Завод успешно подтвердил требования регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Предприятие прошло первый этап внедрения национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».